Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

Врач и искусство

Духовный мир врача-художника – Ашот Егоян

Духовный мир врача-художника – Ашот Егоян

— Удивительная вещь медицина, и трудно сказать, имеет она связь с искусством, или нет. Но если Булгаков, Шиллер, Конан Дойль, Чехов были врачами, значит, медицина действительно связана с искусством. И медицина, и искусство – это профессии, которые требуют самопожертвования. По мне, с точки зрения профессионализма, надо быть или врачом, или человеком искусства.   


Медицина лечит тело человека, а искусство – душу. Не так ли?


— И всё же я не предрасположен считать себя искусствоведом. Абсолютно. Искусство предъявляет высокую планку. Я профессиональный врач, «с головы до ног». Как и все люди, так и я имею природную тягу рисовать, писать, и не желание представить это публике является причиной. Рисую для себя, но поскольку картины висят в моём рабочем кабинете, многие их видят и оценивают. Как человек, уважающий самого себя, я ценю профессионализм, к которому надо относиться со всей серьёзностью, поэтому я строг по отношению к себе, крайне строг. Вот почему ещё раз подчёркиваю, что я по специальности – врач.


По-вашему, в чём суть искусства?


— Я всегда думал об этом. Станислав Лем (кстати, тоже врач), в своём романе «Магелланово облако» (очень люблю фантастику, так как с её помощью можно свободнее выразить жизненные явления), действие которой происходит в XXXII веке, описывает концерт, где звучит 9-ая симфония Бетховена. Веду к тому, что эмоции нельзя передать поколениям с наукой, они передаются с помощью искусства. Когда я смотрю на картину Рембрандта «Ночной дозор», мне становится доступной Голландия XVII века. Наверное, искусство служит именно для этого: переживания, которые имели эти великие люди, они передали нам с помощью красок, музыки, слова, а мы, воспринимая их творчество, понимаем, что нет никакой разницы между чувствами в античное время и сейчас. Искусство Древнего Египта, которое известно широкой публике благодаря гробнице Тутанхамона, становится более понимаемым благодаря стихам, написанным не этой же гробнице. Для меня это самое гениальное произведение в мире, две строки на гробнице: «Ты пришёл, и я радуюсь». Жизнь без искусства неполноценна…


Жизнь без искусства – не жизнь. Жизнь без искусства – для приматов, но не для homo sapiens. Я даже думаю, что приматы тоже по-своему воспринимают искусство, и они видят красоту.   


И всё же, может живопись – Ваше призвание?


— А кто может сказать, в чём его призвание? Не верю, что человек, всю жизнь занятый одним делом, сможет утверждать, что начни он жизнь заново, провёл бы её так же. Откуда мне знать, в чём моё призвание? Скажу больше, иногда мне кажется, не будь я врачом, был бы священником. Даже одежда у нас одинакова, только у них чёрная, у меня – белая. Возможно, избери я когда-то не медицину, а искусство, стал бы профессиональным художником. Возможно. Но я не имел пройденную «школу» профессионального художника и, можно сказать, как случайно я сегодня стал художником, так же случайно я в детстве не получил систематического, а точнее, никакого, художественного образования. Мой художественный талант наследственный.


Какие темы в живописи Вам более близки?


— Пейзажи. Природа для меня – нечто особенное. Не люблю аллегорическое художество, где что-то обозначает одно, а это – другое. Впечатления, полученные непосредственно от природы, передаёшь на холсте особым, очень эмоциональным способом, и это приятно. Зная суть человека, иногда рисую портреты. Уинстон Черчилль был прекрасным пейзажистом. Когда его спросили: «Почему Вы рисуете природу?», он ответил: «Рисуешь человека, и он недоволен, что портрет не похож, но ещё не встречал ни одного дерева, нарисованного мной, которое подошло бы и пожаловалось, что непохоже».


Какое состояние души более всего вдохновляет Вас к творчеству?


— Трудно сказать. Одно только закономерно – сделанное под непосредственным впечатлением неудачно, хотя бывают и исключения. Не могу писать или рисовать при чрезмерной эмоциональной нагрузке. Творю, когда переполнен эмоциями изнутри, но какое-то впечатление мешает. В такие дни я забываю о времени, из которого выпадаю и вхожу в новое, неизмеримое временное пространство.


Можете расстаться со своими картинами?


— Никогда. Все мои картины – мои дети. Дарил только одну картину, на которой изображена церковь. Наверное, эта картина была создана для того, кому была подарена.


В каких цветах Вы воспринимаете мир?


— Каждый художник имеет свою палитру. Я не могу рисовать красным. Мои цвета – это оттенки охры, мягкие, приглушённые, лежащие между холодом и теплом, от жёлто-оранжевого до светло-коричневого, смесь золотого и жёлтого. Представляете, что получается? После завершения иногда хочу затемнить цвет – получается очень кричащим. Создание контраста – дело гениального художника.


Огюст Роден сказал: «Искусство – прекрасный урок искренности. Великие художники всегда изображают то, что думают, не боясь разрушить существующие нормы».


Прекрасно, не правда ли? Никто не имеет непосредственности ребёнка. У детей такое чувство цвета, такая фантазия, которую, правда, потом немногие сохраняют. Ограничиваясь рамками, теряют это чувство, потому что им продиктовали, как рисовать.


Медицина оказала влияние на Ваше творчество?


— Оказала влияние постольку, поскольку медицина дала мне возможность общения с несметным количеством людей. Перед врачом человек – как перед исповедником. Это позволяет мне ближе познакомиться с человеческой психологией. Медицина – не романтическая специальность, а тяжёлая, чёрная, трудная физически и психологически работа, если, конечно, подходить к этому серьёзно. Медицина не рождает романтику, наоборот, вне медицины ты ищешь прибежище, тихую гавань. Для меня такая гавань – художество. Для меня медицина – не вдохновение, но её источник. А искусство – это непотерянное чувство способности удивляться.

 

Автор. Лусине Микаелян
Источник. РА – Журнал «Фармацевт практик» 9-10-2008 (14)
Информация. med-practic.com
Авторские права на статью (при отметке другого источника - электронной версии) принадлежат сайту www.med-practic.com
Loading...
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Читайте также

Левон Андраникович Чахарян – высококлассный хирург
Левон Андраникович Чахарян – высококлассный хирург

Человек, вот что меня интересует.
Человеческое лицо – величайшее творение природы, и оно для меня – неиссякаемый источник.
Амадео Модильяни

 

Рисовать – это удовольствие, великое удовольствие. Я люблю работать руками, по сути, хирургия – это и есть работа руками (по-гречески: хирургия – работа рук)...

Грант Сапонджян
Грант Сапонджян

Наш гость – старший ординатор гинекологического отделения медицинского центра «Канакер-Зейтун», д. м. н. Грант Сапонджян, который на протяжении многих лет наряду со своей основной работой занимается также живописью.


— Сколько себя помню, как и все дети, пытался нарисовать виденное. Думаю, свою роль сыграл и наследственный фактор, поскольку дядя был художником...

Один век… Одна жизнь…
Один век… Одна жизнь…

День от дня преображается Ереван. Для нового поколения это огромный город с высотными зданиями, бесчисленными рекламными щитами и разноцветными витринами, где только в редких переулках и тупичках можно обнаружить присущие старому Еревану строения. И речь идёт не только о маленьких, громоздящихся друг на друга домишках, но и о строениях, которые в своё время определяли архитектурный облик Еревана. Изо дня в день редеют и ряды старых ереванцев...

Врач и художник Павел Ананикян
Врач и художник Павел Ананикян

Наш гость – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, председатель Армянской академии хирургических наук, академик Российской медицинско-технической академии, почётный член президиума Общества хирургов Армении, Павел Ананикян...

Врач и человек искусства Татевик Шагян
Врач и человек искусства Татевик Шагян

— Рисовать я любила всегда. Говоря всегда, я имею в виду - со школьных лет, когда я брала из библиотеки книги и пыталась копировать иллюстрации из них. Недавно в руки попало старое издание книги «Приключения Мюнхгаузена», которую я читала в детстве и из которой срисовала все картинки. Скажу, что когда листала книгу, во мне проснулись интересные воспоминания.


И какого качества получались эти срисовки?...

Врач и художник О. М. Манвелян
Врач и художник О. М. Манвелян

Очередным гостем нашей рубрики «Врач и искусство» стал заведующий кафедрой неврологии ЕрГМУ д.м.н. Ованес Морисович Манвелян. В ходе нашего интервью мы попытались выяснить, как можно сочетать жизнь и мировоззрение врача и художника.

 

— По моему глубокому убеждению (и эту мысль я всегда высказываю и моим студентам) врачи, пожалуй, единственные, кто не ограничивается только своей профессией...

Оганес Оганисян: врач-фотограф
Оганес Оганисян: врач-фотограф

Единственная роскошь на земле - роскошь человеческого общения.
Хочу представить врача-фотографа Оганеса Оганисяна, которого многие знают со студенческих времён, и чьи уникальные фотографии зачастую украшают наши страницы.

С какого возраста ты себя помнишь?...

Детские мечты иногда сбываются...
Детские мечты иногда сбываются...

Каким мы увидели и узнали кардиолога и художника, руководителя кардиологического Ценра аритмологии Смбата Джамаляна.

Как вы избрали профессию кардиолога?...

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ